"От рождения до школы"
Описание образовательной программы
Цели и задачи
реализации Программы
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
и предназначена для использования в дошкольных образовательных
организациях для формирования основных образовательных программ
(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы,
является создание програмного документа, помогающего педагогам
организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии
с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной
программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова-
ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес-
ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду-
альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,
к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-
школьника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре-
бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-
ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-
довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
8 9
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-
ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-
ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-
стоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской де-
ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-
тельно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образова-
тельного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позво-
ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-
тями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-
разовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-
ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие
давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной поддержке
педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-
ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его
культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого
достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных
качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги
дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны
стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Принципы и подходы
к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-
рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы
В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-
школьного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения
к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-
тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация
знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-
плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на
основе организации разнообразных видов детской творческой деятель-
ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве-
дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-
конин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-
готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»
(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержатель-
ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-
нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-
щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,
мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспита-
тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про-
изведений культуры (классической и народной — как отечественной, так
и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен-
ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,
Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которо-
го является развитие ребенка;
10 11
• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-
нимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,
может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-
разования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-
ного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-
ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-
ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-
твии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-
никами и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-
растными дошкольными группами и между детским садом и начальной
школой.
Отличительные особенности
программы «От рождения до школы»
Направленность на развитие
личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в се-
бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески
подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое
мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность
Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат-
риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен-
ности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героичес-
ким прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание,
поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь
к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-
жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;
воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель-
ному примеру.
Нацеленность
на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,
стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней-
шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям
необходимо получать образование. Формирование отношения к образо-
ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение
и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита-
телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-
мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни,
воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита-
нию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет
индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо-
лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных
особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности
(приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и
пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление
уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо-
яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
12 13
Особенности структуры программы
«От рождения до школы»
Наиболее существенной структурной характеристикой программы
«От рождения до школы» является принцип подачи материала — содер-
жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об-
разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели
и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание
психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено
по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас-
тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную
перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить
к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Гибкость выбора программного содержания
с учетом уровня развития ребенка
В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным
группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуника-
тивное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспита-
ние», в котором содержание психолого-педагогической работы представ-
лено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную
перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет
педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особен-
ности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные реко-
мендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
Охват всех возрастных периодов
(от рождения до школы)
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно,
следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физичес-
кого и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до
2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный
возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до-
школьный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный
возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма-
лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего
возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это
различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи-
тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь
программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.
В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в
Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью
этого возрастного периода для развития ребенка.
Простота введения
вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позво-
ляет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть,
формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать ви-
довое разнообразие образовательной организации, приоритетные направ-
ления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образователь-
ная организация может заменить один или несколько смысловых блоков
на парциальные и авторские программы либо переписать содержание
этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная
часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям
и задачам программы «От рождения до школы».
Наличие отдельного раздела
по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность
не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется
тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и долж-
на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в
одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро-
вой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной
главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси-
холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для
каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть
все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Взаимодействие
с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института
воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных
отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет-
ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями
воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно
реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена посо-
биями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
14 15
Вариативность содержания раздела
по инклюзивному и коррекционному образованию
В рамках вариативности в Программе представлены два раздела по
инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика
в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в
ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС,
однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Пе-
дагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в
данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.
Наличие приложения
с подробными перечнями
В современном издании Программы все примерные перечни вынесены
в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм-
мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы
позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави-
симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи-
ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.
Разработка полного учебно-методического
комплекта к Программе
Очевидным достоинством Программы является то, что она обес-
печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето-
дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка,
комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие
тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному
образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме-
тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся
инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ-
ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном
образовании. В ближайшие планы авторского коллектива Программы
входит создание вариативных методических пособий по различным на-
правлениям развития ребенка.