"От рождения до школы"

Описание образовательной программы

Цели и задачи

реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

и предназначена для использования в дошкольных образовательных

организациях для формирования основных образовательных программ

(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы,

является создание програмного документа, помогающего педагогам

организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии

с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной

программы свою ООП.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова-

ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес-

ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду-

альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-

школьника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре-

бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у

дошкольников таких качеств, как:

патриотизм;

активная жизненная позиция;

творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-

ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-

довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

8 9

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

творческая организация (креативность) воспитательно-образова-

тельного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие

давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания

возможно только при систематической и целенаправленной поддержке

педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-

ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном

учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его

культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого

достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных

качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны

стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-

рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует

современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-

школьного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения

к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование

духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-

тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация

знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции

отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-

плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на

основе организации разнообразных видов детской творческой деятель-

ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве-

дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-

конин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом

принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-

готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой

развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как

два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом

«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»

(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает

как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержатель-

ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация

этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций

в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-

нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-

щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,

мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспита-

тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про-

изведений культуры (классической и народной — как отечественной, так

и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен-

ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,

Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

соответствует принципу развивающего образования, целью которо-

го является развитие ребенка;

10 11

сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-

нимости (содержание Программы соответствует основным положениям

возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,

может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-

разования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

ного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-

ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-

ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-

твии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-

никами и ведущим видом их деятельности является игра;

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-

растными дошкольными группами и между детским садом и начальной

школой.

Отличительные особенности

программы «От рождения до школы»

Направленность на развитие

личности ребенка

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в се-

бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески

подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своеХочу такой сайт

мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность

Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат-

риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен-

ности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героичес-

ким прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание,

поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь

к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-

жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель-

ному примеру.

Нацеленность

на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней-

шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям

необходимо получать образование. Формирование отношения к образо-

ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение

и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита-

телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-

мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни,

воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита-

нию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет

индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо-

лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных

особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности

(приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и

пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление

уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо-

яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

12 13

Особенности структуры программы

«От рождения до школы»

Наиболее существенной структурной характеристикой программы

«От рождения до школы» является принцип подачи материала — содер-

жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об-

разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели

и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание

психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено

по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас-

тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную

перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить

к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора программного содержания

с учетом уровня развития ребенка

В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным

группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуника-

тивное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспита-

ние», в котором содержание психолого-педагогической работы представ-

лено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную

перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет

педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особен-

ности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные реко-

мендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Охват всех возрастных периодов

(от рождения до школы)

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно,

следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физичес-

кого и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до

2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный

возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до-

школьный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный

возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма-

лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего

возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это

различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи-

тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь

программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.

В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в

Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью

этого возрастного периода для развития ребенка.

Простота введения

вариативной части

Изложение содержания Программы по тематическим блокам позво-

ляет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть,

формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать ви-

довое разнообразие образовательной организации, приоритетные направ-

ления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образователь-

ная организация может заменить один или несколько смысловых блоков

на парциальные и авторские программы либо переписать содержание

этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная

часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям

и задачам программы «От рождения до школы».

Наличие отдельного раздела

по развитию игровой деятельности

В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность

не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется

тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и долж-

на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в

одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро-

вой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной

главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси-

холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для

каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть

все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие

с семьями воспитанников

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института

воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных

отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет-

ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями

воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно

реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена посо-

биями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

14 15

Вариативность содержания раздела

по инклюзивному и коррекционному образованию

В рамках вариативности в Программе представлены два раздела по

инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика

в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в

ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС,

однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Пе-

дагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в

данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.

Наличие приложения

с подробными перечнями

В современном издании Программы все примерные перечни вынесены

в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм-

мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы

позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави-

симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи-

ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Разработка полного учебно-методического

комплекта к Программе

Очевидным достоинством Программы является то, что она обес-

печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето-

дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка,

комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие

тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному

образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме-

тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся

инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ-

ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном

образовании. В ближайшие планы авторского коллектива Программы

входит создание вариативных методических пособий по различным на-

правлениям развития ребенка.

Новая программа Документ подписан электронной подписью Серийный номер 305635189186826168010400438383193104950455390132 Директор/Заведующий Горбунова Ольга Викторовна Дата подписания документа 05.04.2024 06:34:30 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».