Консультация для родителей: « Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.»
10.01.2020
Сенсорное
развитие ребенка - это
развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,
вкусе и т. п.
Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное
развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным
своеобразием.
Исследование
зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с
нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и
характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и
их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при
усложнении заданий (узнавание
предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают
образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями:
увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих
ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при
уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с
отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной
ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и
«лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке
в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать
пространственные отношения между явлениями действительности в практической
деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в
экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих
отношений.
Это
результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы
в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией
характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2020
Дата обновления: 10.01.2020
Дата публикации: 10.01.2020